Из практики - для практики

Марионетки и декорации


Теневой кинофильм — это нечто среднее между рисован­ным и кукольным фильмом. Несмотря на двумерность марио­неток и декораций, возможности их движения велики.

Весь реквизит фильма, изготовленный вначале, сохраня­ется до конца съемок. С марионетками и декорацией можно работать отдельно, независимо друг от друга. Работу можно прекращать или начинать с любого эпизода, но желательно (особенно при съемке на 8-лш пленку) не делать лишних склеек, снимать с самого начала и до конца подряд, как записано в режиссерском сценарии.

Рис. 61. Изготовление марионетки

Фигуры действующих лиц вырезают из тонкого картона (еще лучше из тонкого листового железа).

Сначала делают эскизы марионеток нужной величины, а потом дорисовывают все места шарнирных соединений, после чего контуры отдельных частей марионеток переносят на картон и вырезают (рис. 61). Степень подвижности фигу­рок зависит от их роли в фильме. Некоторые из них могут иметь ограниченное движение, например, как у гребца на челне (рис. 62). Соединяются все части марионетки шарнирами из тонкой проволоки.

Важно, чтобы каждая фигура отличалась своим особым характером, чтобы силуэт ее запоминался. То­гда она не только будет иметь свою определенную типажную примету, но ее, кроме того, легко будет сразу же узнать на экране среди других действующих лиц. Особое внимание следует уделить абрису головы марионетки.

Декорации делают из бумаги также по предварительному эскизу, придерживаясь принятого масштаба (например, все уменьшено в десять раз по сравнению с натурой).

Рис. 62. Марионетка с ограниченным движением

Рис. 63. Кадр из теневою кинофильма



Рис. 64. Изготовление декорации

Уже при разработке эскизов обращайте внимание на то, чтобы силуэты были изящными, ажурными, чтобы через предметы переднего плана проглядывало как можно больше дали. Тогда и черные силуэты марионеток будут хорошо вид­ны на более светлых участках декораций (рис. 63).

Предметы фона (дальних планов) изготовляют из бумаги различной плотности — папиросной, обычной тонкой, а так­же из кальки.
Такие материалы позволяют создавать полуто­ новую картину глубокой перспективы. На рис. 64 показаны основные стадии создания декорации теневого фильма: А — предварительный эскиз; Б — декорация переднего пла­на, вырезанная из черной бумаги или тонкого картона.

Декорацию можно вырезать из одного целого листа бу­маги или из отдельных частей и склеить. Поскольку в данном примере сова на ветке наподвижна (она только открывает и закрывает глаза), то и она вырезается из одного куска бу­маги вместе с деревом, на котором сидит.

И, наконец, законченный вид декорации показан на рис. 64, В. Здесь уже не только силуэты переднего плана, но и дальние планы — гора, озеро, лес на горизонте, из-за кото­рого поднимается луна.

Для изготовления декорации воспользуемся различными сортами бумаги.

Для неба, например, возьмем кальку или папиросную бумагу в два-три слоя. В нем сделаем отверстие в форме молодого месяца или полной луны. Для горы и дальнего леса тоже нужно подобрать соответствующую плотность, сложив, допустим, в два слоя обычную белую бумагу. Озеро можно оставить совсем прозрачным или закрыть его одним слоем папиросной бумаги, в которой вырезать «лунные бли­ки» на воде. Чтобы глаза совы закрывались и открывались, достаточно прикрывать их полоской черной бумаги (на не­сколько кадриков), а затем снова убирать ее.

Точно так же, если в кадре есть дома с окнами, можно усилить впечатление наступления ночи, постепенно зажигая огни в окнах домов. Для этого вначале окна закрывают чер­ными кусочками бумаги, производят съемку части кадра, а затем постепенно убирают один за другим кусочки бумаги с окон — ив каждом из них вспыхнет свет, в ближних окнах более яркий, в дальних — послабее (за счет подкладывания под окна бумаги различной плотности).

Можно, например, создать эффект восхода луны, пере­двигая (покадрово, конечно) «небо» с вырезанной в нем «луной».

Кроме кальки, папиросной бумаги для фона можно использовать мелкий и крупнозернистый песок, муку, мятый целлофан, тюль, газ и другие полупрозрачные материалы.


В результате экспериментов можно найти новые материалы, которые дадут разнообразные и интересные эффекты.

Тонкие линии можно не вырезать, а просто рисовать черной тушью кисточкой или пером на бумаге или кальке. Так, например, сделаны цветы и узор на оконной раме на рис. 63.

Уже в эскизе декорации нужно определить ее общий характер, настроение — должна ли она быть мрачной, тяже­лой (с преобладанием темных участков), или веселой, радост­ной (с общим светлым тоном), или уравновешенной, спокой­ной (с гармоничным распределением светлых и темных участков). Таким образом, декорация может выполнять и драматургические функции.

Чтобы создать панораму по пейзажу, нужно передвигать фон, который для этого делают в виде полосы (рис. 65). Точно так же выполняют и длинные проезды действующих лиц, требующие изменения фонового пейзажа.

На рис. 66 показана примерная схема изго­товления фонового пейзажа, представля­ющего собой бумаж­ные полосы с участка­ми различной проз­рачности (транспа­рант).

В данном случае берут четыре слоя бу­маги различной плот­ности.



Рис. 65. Принцип съемки панорам



Рис. 66. Транспарант для движущегося фона

Слой первый 1 — небо. Его изготовля­ют обычно из одного-двух слоев папиросной бумаги, в которой можно сделать вы­резы по форме облаков. Если нужно, чтобы небо было без облаков, можно эту часть декорации дать совсем прозрачной (без единого слоя бумаги).

Слой второй 2 — горы. Их можно вырезать из кальки.

Слой третий 3 — часть декорации несколько плотнее пре­дыдущего слоя. Ее можно сделать из обычной белой бумаги.

И, наконец, слой четвертый 4 — участки декорации, а также и марионетку, которую изготовляют отдельно, — вырезают из черной бумаги или тонкого картона.

Для создания иллюзии естественного эффекта, который мы обычно наблюдаем при движении, нужно, чтобы объекты на фоне двигались с разными скоростями: близкие — быст­рее, дальние — медленнее, а совсем дальние могут оставать­ся неподвижными.



Так, в нашем примере часть декорации, обозначенная цифрой 1 (небо), будет неподвижной. Неподвижными могут оставаться также и горы 2 или двигаться очень медленно.

Заметно скорее должны двигаться холм и дорога 3, а вдвое быстрее — предметы переднего плана 4. И все это, конечно, в сторону, противоположную направлению движения марио­нетки.

Разумеется, что в данном случае, когда каждый из слоев декорации должен двигаться со своей скоростью, нужно разделить их. Делается это с помощью нескольких листов оконного стекла, которые накладывают поверх каждого слоя декорации. А чтобы декорации можно было свободно пере­двигать, между листами стекла по краям прокладывают по­лоски картона так, чтобы декорация передвигалась легко, но с небольшим трением.

Одно из основных требований к декорации: всегда остав­ляйте достаточно места для свободного действия марионеток.

Нередко готовую декорацию приходится изменять — что-то выбрасывать или прибавлять. Не бойтесь этого — такое явление вполне нормально.

 


Содержание раздела